На прошлой неделе в областном драматическом царила необыкновенная суета. Впервые в зале театра выступали «Виртуозы Москвы» под управлением маэстро Владимира Спивакова. Концерт представляло «Радио 7 — Рязань 105 FM».

Человек слова
Необычность ситуации ощущалась уже со служебного входа в театр. Из артистических гримёрных доносились нестройные звуки скрипок, виолончелей и духовых — виртуозы готовились к выступлению. Служащие театра с благоговением принимали музыкантов — в лабиринтах и коридорах закулисья слышались только голоса гостей.

Немного отдохнув с дороги, артисты отправились на сцену — осваивать новое пространство и сводить дуоли с триолями. И вот уже оркестр настроился, а Владимира Теодоровича всё не было. Стали даже закрадываться сомнения: а приедет ли он вообще? Ведь занятость маэстро широко известна. Но за полчаса до начала концерта знаменитый дирижёр всё-таки появился. И, как потом сказал в эксклюзивном интервью нашей газете, опасаться не стоило, потому что он — человек слова, а причина нарушить его может быть только одна, самая крайняя.

В зале, как говорят в таких случаях, наблюдался переаншлаг. Все места, и обычные, и приставные, были заняты. Публика сдержанно ожидала появления своего кумира.

Концерт начался с исполнения симфонии Моцарта. В этом сезоне весь музыкальный мир отмечает 255 лет со дня его рождения, а «Виртуозы» всегда уделяли особое внимание гениальному композитору. Всё первое отделение звучала музыка Моцарта. Предельно совершенная игра (да простят меня поклонники классической музыки) была предсказуема, однако без сюрпризов всё же не обошлось. Пустовавшее во время исполнения первого музыкального произведения место за роялем вдруг занял мальчик лет 10-11 — не больше. Маэстро представил его:

— Стипендиат фонда Даниил Харитонов…

Моцартовское исполнение
Международный благотворительный фонд в поддержку юных дарований Владимир Теодорович основал в 1994 году. За это время более десяти тысяч детей благодаря фонду получили путёвку в жизнь, да и спектр помощи значительно расширился. Сегодня фонд помогает и детям, подающим надежды в изобразительном искусстве и в хореографии.

Как-то маэстро Спиваков сказал, что каждый взрослый человек должен иметь совесть, потому что совесть — единственная возможность общения с Творцом. Творец, творчество… Совсем не случайно, считает Владимир Теодорович, эти слова имеют один корень. А совестью для Спивакова стало ежедневное и постоянное стремление помочь подрастающим талантам.

Даниил Харитонов вместе с мамой приехал в Москву с Дальнего Востока и благодаря фонду получил возможность учиться у самых лучших педагогов по классу фортепиано. Его исполнение концерта для фортепиано с оркестром Моцарта просто поразило рязанских слушателей. От продолжительных оваций у юного исполнителя, кажется, даже голова закружилась. «Такая поддержка зала!» — радовалась мама успеху сына.

— Владимир Теодорович, как давно этот юный артист выступает с вами?
— Это наш второе выступление. Первое было вчера в Туле. Ну, до этого мы, конечно, репетировали.
— Великолепное исполнение, такое чистое, звонкое…
— Да, верно. Кому, как не ребёнку играть Моцарта, особенно раннего? Моцарт ведь начал сочинять в возрасте пяти лет. А вообще у нас целая программа с детьми. Вот недавно был концерт «Дети России — детям Израиля». А ещё «Виртуозы» с детьми играли ради спасения других четырёх больных детей…

Благотворительные акции в помощь детям, страдающим тяжёлыми заболеваниями, — это тоже дело фонда Спивакова. Двести человек благодаря ему получили возможность обследоваться, при его содействии проведено 90 хирургических операций.

Выступление детей в благотворительных концертах, по мнению Владимира Теодоровича, очень важно. Маэстро уверен, что приняв участие в спасении сверстников, они уже просто не смогут вырасти плохими людьми…

Заочный отец
— «Виртуозы» не единственный коллектив, которым Вы руководите?
— У меня два оркестра: «Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр России. Я занимаюсь ими с утра до вечера и так сильно устаю от музыки, что желание слушать что-то ещё даже не возникает.
— Наверное, больше внимания уделяете второму оркестру, а «Виртуозы» сами справляются?
— Да, но со мной значительно лучше. Национальный оркестр ― 110 человек, конечно, занимает больше сил и времени. А ещё ведь я и сам играю.
Накануне рязанского концерте, в Туле Владимир Теодорович выступил в качестве исполнителя и продемонстрировал слушателям своё виртуозное владение скрипкой.

— Да, Рязани в этом плане меньше повезло. Владимир Теодорович, вы практически каждый год бываете в нашем городе, удавалось ли когда-либо познакомиться с ним поближе?
— Нет, только по ходу дороги. Но по общему ощущению город замечательный. Особенно чувствуешь это, когда такая прекрасная, чуткая публика собирается в зале. И молодые музыканты приходят.
У Спивакова для студентов-музыкантов существует специальная квота, которая даёт им право пройти на концерт без билета и слушать музыку, расположившись на сцене за оркестром.

— Владимир Теодорович, вчера вы были в Туле, сегодня в Рязани и на завтра наверняка уже есть планы… При таком плотном графике, вас, наверное, совсем не видят дома?
— Да, я заочный отец, получается.
— Ваши домашние скучают, наверное?
— Да, и я тоже очень скучаю. Поэтому как только появляется свободное время, стараемся проводить его вместе.
— Ваши девочки пошли по вашим стопам?
— Младшая пока не определилась, старшая снимает короткометражное кино, а средняя работает в театре в Париже.
— А почему в Париже?
— Так получилось, что французский это её первый язык (в испанский период «Виртуозов» семья Спивакова долгое время жила во Франции ― Н. Т.), второй — русский, потом испанский и четвёртый английский.
— Вы столько работаете, а когда же вы отдыхаете?
— В августе. Что бы не случилось, в этом месяце я не беру никаких концертов и всё время провожу с семьёй.